Как помочь ребенку благополучно осуществить переход из дошкольного детства в школьное? 25.11.2013

Как помочь ребенку благополучно осуществить переход из дошкольного детства в школьное? - Начальник отдела оценки качества дошкольного образования ГБУ МЦКО НИКИТИНА Татьяна Алексеевна

Прежде всего, необходимо признать, что из дошкольного детства ребенок переходит именно в детство. Безусловно, это уже другое, новое, но все же детство.

Школьная адаптация – это процесс приспособления ребенка к новой социальной ситуации, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Исходя из этого, получается, что только ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, но это не совсем правильно. Школа, в свою очередь, также должна идти на встречу ребенку, с помощью создания благоприятных условий для его дальнейшего развития. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.

Для того чтобы родители, детский сад и школа могли помочь ребенку преодолеть этот сложный период, необходимо обозначить основные проблемы, встречающиеся при адаптации и определить, как и кто: школа, детский сад или семья, должны не допустить их возникновения.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание различных сфер и социальных внешних условий ведет к успешной адаптации, неблагополучное – к дезадаптации.

Основные причины дезадаптации:

 

1. Физическое развитие. Если организм не готов функционально, то есть развитие отдельных органов и систем не достигает такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды, то адаптация ребенка будет проходить с наибольшими трудностями.

Рекомендации:

В данной проблеме основная ответственность ложится на плечи родителей, так как именно они решают, в каком возрасте их ребенок пойдет в школу. Нельзя установить одинаковые рамки для всех детей, так как это исключительно индивидуальный показатель. Поэтому родители должны со всей серьезностью отнестись к здоровью своего ребенка и адекватно оценить его возможности поступления в школу в определенном возрасте.



2. Произвольность. Конфликт заключается в том, что произвольность, как новообразование, формирующееся в учебной деятельности (ведущей деятельности данного возраста), сталкивается с низким развитием произвольности, которое мешает началу обучения в школе.

Рекомендации:

В формировании произвольности участие принимают и семья, и школа, и детский сад. Но основы произвольности закладывает детский сад, который строит свою работу с детьми, учитывая следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 

3. «Внутренняя позиция школьника» и мотивация. «Позиция школьника» заключается в совокупности познавательных и коммуникативных потребностях (Божович Л. И.). Несформированность данной позиции заключается в том, что ребенок хочет идти в школу, но не хочет учиться, так как не понимает зачем. Отсутствие «позиции школьника» выражается в затруднении формирования «чувства желания учиться». Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, которая заключается в совокупности познавательных и социальных мотивов, мешает ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.

Рекомендации:

Помогать формировать мотивацию и «позицию школьника» детей могут и должны родители. Для этого они должны беседовать с ребенком о школе, объяснять, что и зачем там происходит. Приводить примеры из собственной жизни, делиться опытом. Также особое значение в формировании мотивации занимает детский сад. Замечательно, если воспитатель также беседует с детьми о школьной жизни. Возможны встречи с учителями школы и учениками.



4. Режим. Нормы и правила школьной жизни не совпадают с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка, что приводит к психологическому напряжению.

Рекомендации:

Помочь ребенку безболезненно включиться в новые условия и режимные моменты должны родители. Им необходимо стараться поддерживать соответствующий распорядок дня дома. Необходимо объяснять детям, что определенные правила есть во всем и их необходимо соблюдать, иначе будет полный беспорядок, и каждый будет делать то, что вздумается. Можно привести детям различные ситуации. Например, мама каждое утро садится в автобус и едет на работу. Автобус должен идти по определенному маршруту. Но водителю не захотелось соблюдать данное правило, и вместо положенного маршрута, он поехал в парк. А в парке вышел из автобуса и отправился гулять. Затем, можно задать детям вопросы, что произошло потом? Правильно ли он поступил, почему?


5. Общение со взрослым (учителем). Если общение ребенка со взрослым затруднено, это может повлиять на способность ребенка опираться не на личный ситуативный опыт, а на содержание общения, понимание позиции взрослого и смысла заданий учителя.



6. Общение со сверстниками (одноклассниками). Если общение ребенка со сверстниками затруднено, то это может привести к неспособности ребенка взглянуть на себя и свои действия со стороны, изменить внутреннюю позицию, объективно относиться к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности.

Рекомендации:

Успех общения со сверстниками и со взрослым зависит от самого взрослого, то есть учителя. Учителю необходимо как можно скорее:

  • познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.;
  • начать формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
  • обеспечить каждому ребёнку сферу успеха, самореализации;
  • использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

 

8. Общение с родителями. Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе.

Рекомендации:

Родители должны поддерживать и помогать своим детям. Стараться понять их. Ждать от них не оценок, а знаний. Больше интересоваться не тем, какую оценку сегодня получил их ребенок, а тем, что ему понравилось или не понравилось, тем, что нового и интересного он узнал, тем, как складываются его отношения с учителем, с одноклассниками.



9. Самооценка. Низкая самооценка способствует нахождению ребенком непреодолимых препятствий в каждом деле. Высокий уровень тревожности мешает ребенку сходиться со сверстниками, учиться без явного напряжения, овладевать знаниями.

Рекомендации:

Формирование самооценки происходит и в семье, и в детском саду и, конечно, в школе. Очень важно хвалить детей. Но здесь надо быть осторожными. Хвалить надо, но не просто так. Хвалить необходимо за дело, самое маленькое и, на первый взгляд, незначительное, но настоящее: дети сами убрали игрушки, накрыли на стол, что-то нарисовали или написали, помогли другу, поделились игрушкой – вот детские дела, которые им не всегда даются без труда.

    Выполнение данных рекомендаций обеспечит ребенку благоприятный переход в новую социальную ситуацию, а также плодотворную перестройку его познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Также данные рекомендации помогут родителям и педагогам правильно и достойно прожить данный нелегкий период.